RU EN

EN

История стендапа

реклама

Ноябрь, 13
Константин Бащенко

Идея варьете витала в воздухе Америки еще со времен начала Гражданской Войны. Бродячие цирки, менестрель-шоу и выступления ряженых ковбоев Дикого Запада — всё это были доступные способы развлечения для жителей США, у которых не было еще ни пластинок, ни радио.

Варьете эксплуатировали формат театральной сцены, но фокусировали внимание на развлекательных сценках. Песни, комические зарисовки, фокусы, танцы, трюки с животными и все что угодно, лишь бы выдержала сцена и аудитория приняла.

Водевиль формально можно считать последователем варьете, но с более глубокой драматургией, если так можно назвать отсутствие на сцене уж совсем откровенного «балагана». Нечто подходящее для леди и людей со слабой психикой. Водевили прижились достаточно хорошо и еще долго предлагали отличную платформу обучения и развития актеров и авторов, до тех пор, пока в игру не вступили радио и телевидение. С их появлением эта отрасль шоу-бизнеса начала терять свои позиции, испытывая утечку материала и актеров на новые поля юмористических сражений. Одной из самых великих сценок водевилей того времени была работа Аббота и Костэлло «Кто на Первой?» или просто «Бейсбол».

Кстати, ничего не напоминает вам эта классическая сценка? Но о плагиате в СССР мы напишем в другой статье.

Боб Хоуп (Bob Hope)

Пока звёзды переносили свой талант на ТВ, один человек выбрал формат, который он придумал еще во времена популярности водевилей, и сделал его популярным на телевидении. Именно этот формат сейчас мы называем стендапом. Человека звали Боб Хоуп и он по праву считается его автором. Боб работал конферансье на сцене водевиля — выходил между сценками, чтобы представить публике следующего артиста и его номер. От того, насколько хорошо он это сделает, зависела возможность актерам нормально переодеться, а работникам сцены сменить декорации. В своих стендап-сценках Боб Хоуп решил не играть разнообразных героев, а выступать от своего лица, обращаясь напрямую к аудитории и развлекая их шутками.

The Borscht Belt — тренировочная база стендапа

Курорты Borscht Belt, близ Нью-Йорка, часто баловали гостей живыми выступлениями. Тут начинали такие гиганты стендапа, как Дон Риклс, Джордж Барнс, Милтон Бэрл и даже Мэл Брукс. Эти имена ничего не скажут читателю из бывшего социалистического лагеря, но для жителей США все эти люди — герои давно ушедших дней. И все же, некоторые воспитанники курортов Borscht Belt вам, наверно, знакомы. Это, например, Вуди Аллен, Роберт Клей и Ленни Брюс.

Сегодня почти невозможно найти выступления комиков периода, когда Borscht Belt был на пике популярности. Но суть и стиль их выступлений можно понять по сценке Родни Дэнджерфилда. Это классическая сценка «моя жена не умеет готовить».

Морт Сал (Mort Sahl)

Сложно описать юмор этого человека, не обратив внимание на политический климат 50-х в США. После Второй Мировой в Америке начался период массового политического разочарования. Это было время, когда власти отвернулись от своих граждан и начали преследовать критиков правительства, как пособников коммунистов. Хотя правительство критиковали в сатире и раньше, в 50-е стала очень популярна контр-культура — устная критика политики страны. Морт Сал стал одним из первых, кто привнес в контр-культуру юмор, ну или контр-культуру в юмор, как вам угодно. В то время, как комики курортов Borscht Belt все еще делали ставки на классические шутки, Морт выискивал темы для шуток в заголовках газет.

Ленни Брюс (Lenny Bruce)

Ленни Брюс был современником и преемником Морта Сала. Он перенял политическую обеспокоенность Морта и добавил к ней собственную открытость. Поднимаясь на сцену, он читал текст от своего имени. Для нас это покажется нормальным, но в 60-е Брюс шокировал всех наповал тем, что выходил на сцену и говорил что он думает на самом деле.

Джордж Карлин (George Carlin)

Карьера Джорджа Карлина началась в ранних 60-х. Он начинал с осторожного материала, лишь краешком касающегося контр-культуры, но уже к началу 70-х это был другой человек. Под воздействием Брюса он поменял репертуар, гардероб и общий стиль. Карлин стал «правдолюбом» — человеком, который не только использует запрещенные слова, но делает из них всё выступление. Он расчленяет столпы морали и этики и выжимает их до остатка.

Короткое видео последних лет комика. Осторожно, нецензурная лексика.

Энди Кауфман (Andy Kaufman)

Энди начал свою карьеру с небольших баров и комедийных клубов в начале 70-х. Его юмор выбивался из всех рамок того времени и скоро Кауфмана заметили. Вместо того, чтобы использовать культурный опыт, язык или личные истории, Кауфман строил свой юмор на том, что довольно сложно описать словами. Вот например одна из самых известных его работ под названием Mighty Mouse:

Стив Мартин (Steve Martin)

Как и Кауфман, Стив начал свою карьеру с небольших клубов в конце 60-х и какое-то время отращивал волосы, чтобы походить на безумца Карлина. От последнего его отличал опыт работы в Диснейленде, где в юные годы Стив исполнял трюки и показывал фокусы. Начав карьеру комика, он применил классические фишки ярмарочного зазывалы. Со временем он перестал отращивать волосы, на плечах его появился пиджак, а шею опутал галстук. Мартин смеялся над комедией. И, как и Кауфман, он использовал карикатурный образ шоу-бизнеса.

В следующей статье я расскажу вам о современных стендап-комиках и о клубах, где на них можно посмотреть вживую.

об издании

Проект Nёw Russian Wave — это объединение молодых блоггеров, живущих преимущественно за пределами России и пишущих на русском или английском языках. Особенностью проекта, является их персональный взгляд на актуальные проблемы окружающего их общества, интересные явления и события. В проекте мы отслеживаем исторические параллели, описываем взаимоотношения с не-русскоязычным сообществом, рассказываем интересные факты о местах, в которых мы живем и знакомим читателей с биографиями наших соотечественников, внесших свой вклад в историю и культуру других стран. «Загадочная русская душа» наших авторов дышит в унисон с другими загадочными душами на нашей планете.
Подпишитесь на рассылку самых интересных
и свежих публикаций проекта
Вы всегда можете отписаться от рассылки всего в один клик.